ГК «Строй-Эксперт»
Экспертное решение Строительных вопросов
+7 (812) 454-01-69 +7 (812) 575-51-26
+7 (812) 454-01-70 +7 (812) 575-51-27

Ансамбль Рождественского парка второй очереди городского трамвая


Адрес объекта: г. Санкт-Петербург, Дегтярный пер., д. 3

Историческая справка

В состав объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Рождественского парка второй очереди городского трамвая» (Трамвайный парк № 4 им. В. С. Смирнова) включены: 1. Административный дом (Дегтярный пер., д. 3, лит. А) и 2. Трансформаторная подстанция (Дегтярный пер., д. 5, лит. А). Оба здания, расположенные вдоль красной линии Дегтярного переулка, служили парадным фасадом бывшего трамвайного парка, закрывавшим малоэтажную промышленную застройку в глубине комплекса. В настоящее время, после ликвидации основной части комплекса, здания, входящие в состав объекта, играют роль рядовой уличной застройки, формируют исторический лицевой фронт Дегтярного переулка. Здание Рождественской подстанции сохраняет свое историческое значение одного из самых ранних сооружений подобного типа, относящееся к первой городской сети электрических железных дорог.

Бывший трамвайный парк занимал центральную часть значительного по площади квартала, ограниченного с севера и северо-запада Дегтярным пер., с юга ул. Моисеенко и с востока Новгородской ул. До 1917 г. он относился к Рождественской части Петербурга (3-й квартал). Его формирование происходило в два этапа: в первой трети XIX вв. уже прослеживается трассировка Большой Болотной ул. (с 1923 г. ул. Моисеенко) и проложенного от нее на север к Суворовскому пр. Глухого (Кривого) пер. (совр. южный участок Дегтярного пер.). По плану урегулирования Рождественской части, Высочайше утвержденного 12 мая 1865 г., параллельно Большой Болотной планировалась прокладка новой улицы, трассировка которой на планах квартала 1870-х гг. соответствует совр. северному отрезку Дегтярного пер. Проект не был осуществлен, и современные границы квартала окончательно сложились только в советский период. В 1930-е гг. в связи с организацией новых трамвайных путей Новгородская ул. была продолжена на север до ул. Красного Текстильщика (совр. участок Тульской ул.). Затем уже в 1940-е гг. она соединяется с Дегтярным пер. Новопроложеной улицей, замкнувшей границы квартала. С 1961 г. эта улица включена в состав Дегтярного пер.

Исторически данная часть города представляла собой заболоченную местность, граничившую на юге с возвышенностью района Песков, поэтому ее освоение на протяжении XVIII-XIX вв. шло медленно. Частновладельческая застройка формировалась в основном по красной линии Большой Болотной ул. и Глухого пер., большая же часть территории в глубине района оставалась пустопорожней вплоть до 1870-х гг.

Конный трамвайный парк в Рождественской части был создан в 1874 г. по Высочайшему повелению при заключении контракта с Городской Думой статскими советниками С. Д. Башмаковым и П. И. Губониным на их счет. Для этого в 1875 г. ими был приобретен у статского советника В. Н. Григорьева участок по Дегтярному пер., а затем в 1876 г. с востока в глубине квартала прирезана дополнительная мера земли, выкупленная у крестьянина И. И. Кулигина. 6 октября 1876 г. по плану Городской управы оба участка были соединены в один двор общей площадью 6239 кв. саж. Выкупленная под устройство парка территория была со всех сторон окружена частными владениями. В 1877-1878 гг. участок со всеми постройками перешел в собственность Акционерного общества конных железных дорог. В 1888 г. для урегулирования Дегтярного пер. от территории трамвайного парка была отчуждена часть земли вдоль его северо-западной границы. В 1902 г. Рождественский парк перешел в городское управление, а в 1914 г. территория парка поступила в собственность города.

В 1875-1876 гг. осуществляется застройка западной части конного парка по проектам инженера-архитектора Г. Б. Гримма, включавшая:

Пятно застройки по красной линии Дегтярного пер. на месте здания Лицевого (Административного) корпуса обозначено на первом генплане двора Д. Башмакова и П. Губонина 1875 г. как предполагаемый к постройке служебный корпус Лит. А, наряду с другими каменными строениями, планируемыми «для сети конно-железной дороги в Санкт-Петербурге». Возведенное по проекту архитектора Г. Б. Гримма к концу того же 1875 г., здание служебного корпуса являлось типичным примером казенной архитектуры второй половины XIX в.

Полное представление о первоначальном облике Лит. А дают чертежи Гримма к «Проекту Служебного корпуса для сети железных дорог Санкт-Петербурга, строемых С. Д. Башмаковым и П. И. Губониным по контракту от 15 ноября 1874 г.» из ЦГИА СПб.

Из чертежей видно, что служебный корпус представлял собой прямоугольное в плане каменное оштукатуренное трехэтажное здание с жилым подвальным этажом. Со стороны двора имелся небольшой прямоугольный в плане выступ в 1 ось, о котором из постановления Городской Управы от 27 августа 1876 г. известно, что «при лицевом каменном доме таковая же пристройка ...возведена в 1 этаж, тогда как по чертежам, принадлежащим к плану, утвержденному 16 мая 1875 г., она назначена была в 3 этажа». Поскольку очертания пристройки в плане соответствовали чертежам, разрешено было оставить ее одноэтажной.

Служебный корпус имел двускатную кровлю, окрытую железом. Подвал был перекрыт крестовыми и цилиндрическими сводами, в нем были оборудованы нагревательные кубы и плиты для калориферного отопления.

Парадный вход в здание находился со стороны Дегтярного пер. по 6-й оси. Торцовые фасады были глухими, за исключением северного, который имел один оконный проем по центральной оси на уровне второго этажа. Лицевой фасад и цоколь были оштукатурены; на уровне 1-го этажа были декорированы рустом, также как углы и 6 и 12-я оси (на всю высоту фасада). Монотонность фасада оживляли подоконные филенки в 1-м и 3-м этаже, а также междуэтажная и венчающая лепные тяги.

Служебный корпус изначально соединял в себе административную и жилую функции. Первый, второй и третий этажи имели секционную планировку, в них размещались конторы управления и служебные квартиры. На инвентарном плане 1890 г. (снят 26 ноября 1890 г. архитектором Носковым) под лит. А показан «дом администрации и служащих парка». На архивном плане участка, составленном весной 1899 г., дом администрации подписан как «Жилой дом».

В 1890-1891 гг. администрацией Рождественского парка составляется инвентарная опись конно-железных дорог Рождественской части с инвентарным планом. В ней содержится подробное описание «дома администрации» (Лит. А): «каменное, трехэтажное здание с жилым подвалом, строение крытое железом. На нижнем цоколе стены оштукатурены. Венчающий карниз и тяги выведены, откосы дверей и окон оштукатурены. Снаружи окрашены клеевыми колерами. В первом этаже: контора, комната фельдшера, квартиры служащих. Второй и третий этажи: казармы кучеров и рабочих по ремонту пути. Стены снаружи окрашены клеевой краской, внутри оштукатурены и тоже окрашены клеевой краской. Полы деревянные крашеные и бетонные. Потолки оштукатурены с карнизами. Подвал перекрыт каменными сводами. Здание отапливается печами, кухонными очагами, два нижних очага, три медных куба и, четырьмя калориферами, каменные стены с железными решетками. Высота здания 6,8 саж. Площадь здания — 173,16 кв. саж» .

В пятне застройки будущей трансформаторной подстанции частично находились обращенный к Дегтярному переулку корпус каменных конюшен и деревянные службы, заполнявшие острый угол в северной оконечности участка на стыке с соседним владением.

В 1890-е гг. строительство ведется на восточной половине участка, здесь сооружаются дополнительные конюшни и вагонный сарай, здание ремонтных мастерских и др. служебные строения, позднее зафиксированные на генплане участка 1899 г. В том же 1899 г. в пятне застройки подстанции планировалась сломка деревянных служб и устройство на их месте примыкавшего к конюшням деревянного сарая для сена,

1900-е гг. — новый этап в истории Рождественского парка, связанный с его переоборудованием из конного в электрический вагонный парк.

Еще в 1880 г. на территории Рождественского парка проводился эксперимент по испытанию первого городского электрического трамвая. В пятом номере журнала «Электричество» за 1880 г. сообщалось: «22 августа в 12 часов дня в С.-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, г. Пироцким первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона».

Однако переход к электрическому трамвайному сообщению в Петербурге произошел только в 1907 г.

В 1900-е гг. разработкой проекта трамвайного движения в Петербурге в рамках Исполнительной Комиссии при Городской думе занимался академик Г. О. Графтио. Под его руководством были построены три вагонных парка, проложено более 100 километров линий электрических контактных проводов и оборудовано более 100 моторных трамвайных вагонов. Движение электрического трамвая в Петербурге 29 сентября 1907 г. было открыто маршрутом от Адмиралтейской пл. до Большого пр. Васильевского острова и продолжено позднее еще двумя трамвайными линиями.

Уже в 1906-1907 гг. на территории Рождественского парка сооружается трансформаторная подстанция электрической тяги. Здание было возведено по красной линии Дегтярного пер. на образующей острый угол северной оконечности участка, северным торцом вплотную к возведенному в 1882 г. на соседнем участке П. Г. Григорьева трехэтажному жилому дому. Перед этим были разобраны каменные и деревянные строения в пятне застройки, что зафиксировано на одном из генпланов Рождественского парка из архивного дела ЦГИА.

Строительство подстанции при Рождественском парке было частью реализации предложения Г. О. Графтио по созданию единой централизованной электросети, питающей городские вагонные линии от главной электростанции через трансформаторные подстанции, преобразующие трехфазный ток в постоянный.

В 1906-1907 гг. строится пять трансформаторных подстанций для городских трамвайных парков, расположенных в разных частях города:

Проекты первых подстанций разрабатывались инженером и архитектором А. И. Зазерским, работавшим в коллективе с архитекторами и инженерами Ф. О. Тейхманом, Л. Б. Горенбергом и В. И. Радзивановским. Строительством станций и оснащением их оборудованием занималось АО «Вестингауз».

В октябре 1907 г. была введена в действие Центральная электрическая станция с тремя паровыми турбинами как источник энергии для городской трамвайной сети Санкт-Петербурга. В 1908 г. были введены в эксплуатацию все пять подстанций первой очереди.

Трансформаторные подстанции первой очереди, построенные по проектам А. И. Зазерского и Л. Б. Горенберга, являются яркими образцами петербургского промышленного модерна, испытавшего влияние геометрического стиля Венского сецессиона. Положенные в основу данного проекта типовая конструктивная основа и единое стилевое решение этих построек стали узнаваемыми признаками их функционального назначения. В то же время для каждой подстанции было разработано индивидуальное объемно-пространственное и архитектурно-художественное решение, приспособленное к условиям существовавшей застройки и нужд конкретного трамвайного парка, что повышает их архитектурно-художественную ценность.

Здание Рождественской трансформаторной подстанции расположено вдоль красной линии Дегтярного переулка, в плане прямоугольное со скошенным северным торцом, что обусловлено историческими очертаниями границ участка. Комплекс подстанции включает в себя трехэтажный объем для административных и жилых нужд, в 6 осей по лицевому фасаду, выходящему в переулок, и одноэтажное машинное отделение в 3 оси по боковым фасадам и в 3 оконных оси по торцевому фасаду. Здание стоит на подвалах. В трехэтажном объеме расположена междуэтажная лестница. Объемы здания перекрыты скатной кровлей с железным окрытием, перекрытие машинного отделения выполнено по металлическим стропильным фермам.

В основе объемно-пространственной композиции Рождественской подстанции — ассиметричное противопоставление трехэтажного главного корпуса, предназначенного для административных и жилых нужд, и вытянутого одноэтажного объема машинного отделения с большими криволинейными оконными проемами.

Лицевой фасад в 6 осей трехэтажного объема в средней части решен симметрично, в то время как крайние оси выделены ризалитами с различной формой окон и венчающих щипцов (северный ризалит имеет узкие окна и прямое завершение щипца, южный — трехчастные окна и дугообразный щипец).

Главный вход в здание расположен по 5-й оси, его двустворное деревянное заполнение выполнено в стиле модерн, с резьбой и фигурным остеклением в верхних частях дверных полотен. Все оконные заполнения лицевого фасада деревянные, геометрического рисунка.

Основной прием отделки фасадов здания — чередование гладко оштукатуренных плоскостей с полями, облицованными глазурованным фасадным кирпичом. В оформлении наличников окон и подоконных филенок использованы также фигурные вставки штукатурки под шубу.

Боковые фасады машинного отделения имеют симметричное решение: они расчленены по вертикали лопатками с контрфорсами, все пространство между которыми занимают по три больших окна, с заполнениями в виде двойных металлических переплетов с мелкой расстекловкой. Южный торцевой фасад, со сгруппированными в его средней части тремя узкими оконными проемами, венчает большой фигурный щипец. По крайним осям все фасады машинного отделения оформлены трапециевидными филенками, узнаваемыми элементами геометрического стиля.

В целом для здания характерно смягчение сухих геометризированных форм, плавные линии, сглаженность углов в выступающих и профилированных частях. Объединяющим декоративно-пластическим мотивом для обеих частей здания служат фигурные щипцовые завершения над фасадами и отдельными осями и проемами, их мягкий криволинейный изгиб с плечиками в разных масштабах повторяется в формах филенок, архивольтов и наличников. Такую же форму имеют фигурные щипцы над ризалитами по крайним осям лицевого фасада трехэтажного объема подстанции.

Здание венчает профилированный карниз, в сандриках над окнами машинного отделения декорированный модульонами. Верхние части здания украшают элементы металлодекора в стиле модерн в виде кованой решетки над боковыми карнизами ризалита по 6-й оси и ажурного колпака печной трубы над машинным отделением.

Подробное описание вновь построенной Рождественской подстанции, в том числе ее конструкций и внутренней отделки, содержится в «Ведомости построек и сооружений Рождественского парка конной железной дороги, подлежащих страхованию от огня», составленной на 1 января 1909 г.: «Здание кирпичное, крыто железом, частью трехэтажное, частью одноэтажное, под всем зданием подвальный этаж. Наружные стены частью оштукатурены, частью облицованы кирпичом. В трехэтажной части здания устроены квартиры для служащих. Стены, перегородки и потолки оштукатурены и покрыты частью клеевой, частью масляной краской. Полы частью паркетные, частью дощатые, частью из метлахских плиток. Переплеты и двери столярной работы. В одноэтажной части здания помещается машинное отделение; в нем стены частью оштукатурены, частью облицованы глазурованными плитками, пол из метлахских плиток, потолок по железным стропильным фермам, устроено теплое деревянное покрытие. Переплеты двойные металлические, двери столярной работы.

В здании одна каменная лестница, ведущая на чердак. Здание отапливается частью калориферами, частью очагами. В здании проведена вода и устроены ватерклозеты».

5 марта 1907 г. «во вновь выстроенном двухэтажном каменном под электрическую станцию для городских трамваев здании в д. № 3 по Дегтярному пер.» произошел пожар, который, очевидно, не нанес большого ущерба зданию.

Несмотря на то, что строительство подстанции было завершено еще по проекту первой очереди, перевод самого Рождественского парка на эксплуатацию электрических вагонов был осуществлен только через несколько лет, в рамках проекта Второй очереди городского трамвая, открытой к 1915 г. Ряд сооружений второй очереди (подстанции и административные корпуса) был построен в 1911-1915 гг. гражданским инженером А. А. Ламагиным.

Первым этапом было техническое обследование всех построек парка и снятие страхования от огня со всех зданий, в том числе с административного дома. По инвентарю от 5 марта 1913 г., страхование не было снято только с трансформаторной подстанции и нескольких служебных строений, не подлежащих перестройке. Сломка остальных зданий была начата 25 февраля 1913 г.

В феврале 1913 г., о чем сказано в докладной записке Управления городских железных дорог в Городскую думу, «назначенный к перестройке Рождественский парк 25-го числа сего месяца закрыть и весь живой и мертвый инвентарь означенного парка распределяется между Нарвским, Василеостровским (конным) и Выборгским парками, по завершении чего будут представлены подробные описи поступившего в каждый из этих парков имущества».

В конце 1912 г. А. А. Ламагиным был составлен проект «Рождественского Трамвайного парка на 143 вагона», по которому предполагалась перестройка всей технической базы парка. Смета и чертежи сохранились в РГИА. В комплект чертежей вошли: два генеральных плана участка трамвайного парка с показанием новых строений, чертеж главного фасада нового Административного дома и поэтажные планы, чертеж фасада вагонного сарая на 143 вагона. На генплане показана подлежащая реконструкции техническая часть (трамвайные сараи), Административный и примыкающий к нему жилой дом, а также существующая трансформаторная подстанция. Внутри участка находились каменные гаражи и котельная.

К 1912 г. старое лицевое здание по Дегтярному пер., 3 перестало удовлетворять нуждам администрации служащих трамвайного парка. Составленный А. А. Ламагиным проект капитального переустройства Рождественского парка предусматривал возведение двух новых корпусов для административных и жилых целей. Новый трехэтажный лицевой корпус — Административный дом — проектировался в пятне застройки здания 1875 г. и парадным фасадом был обращен на Дегтярный пер. Параллельно ему со стороны двора планировалось возвести отдельный жилой корпус, меньший по площади, но высотой в пять этажей. Оба здания на всю высоту предполагалось соединить переходом (по центральной оси лицевого дома). Планировка Административного дома во всех этажах была блочно-секционная, поэтажные планы фиксируют размещение здесь административных служб трамвайного парка. По трем осям здания симметрично были расположены лестничные клетки, выявленные на дворовом фасаде неглубокими ризалитами.

Сопоставляя проект Ламагина с предшествующим зданием 1875 г., можно с уверенностью сказать, что новый лицевой дом в осях между центральной парадной лестницей и двумя дворовыми входами сохранил старый фундамент, усиленный в связи с увеличением объемов здания. Междуэтажные перекрытия были сделаны по металлическим двутавровым балкам с засыпкой и забутовкой.

По замыслу Ламагина, лицевой корпус Административного дома состоял из центральной трехэтажной части на 11 осей, фланкированной двумя двухэтажными крыльями на 4 оси каждое. Главный вход в здание архитектор организовал по центральной оси, выделив декоративное решение дверных полотен, фланкировал вход ионическими пилястрами, завершенными портиком с лепкой и вазами. Окно над входной дверью завершалось лучковым фронтоном с лепным заполнением. Центральный венчающий треугольный фронтон был заполнен лепным декором с гербом города и императорской короной. Кровля сложной конфигурации была ограждена балюстрадой, соединенной со штукатурными профилированными аттиками.

Пышная отделка центральной части фасада поддерживалась монументальной рустовкой: дощатым рустом первого этажа основного объема здания и акцентированием углов основного объема рустом с перебивкой. В третьем этаже размещались два балкона с декоративными металлическими ограждениями. На фасаде между первым и вторым этажом профилированный лепной разделительный карниз с иониками, также как и венчающий карниз по всему лицевому фасаду здания. В целом художественно-архитектурное решение здания представляло собой пример поздней эклектики, где классические элементы отделки использовались наряду с художественными приемами стиля модерн.

Смета на строительство административного и жилого дома в Рождественском трамвайном парке (по расценкам на 1911 год) составила 332209 руб. 64 к. . К концу 1913 г. здание Административного дома было подведено под кровлю, в 1914 г. завершены отделочные работы.

За время строительства в первоначальный проект были внесены серьезные изменения, касающиеся планировочного и объемно-пространственного решения, что зафиксировано на генплане участка 1914 г.

Эти изменения, вместе с отказом от перегруженности классическими деталями (такими, как профилированные оконные наличники с выпусками, лепные кронштейны балконов, лучковый сандрик над входом, ионики разделительного карниза) придали лицевому фасаду здания более строгий и рациональный облик, соответствующий его назначению.

В результате перестроек к 1914 г. вся южная часть территории Рождественского парка была отведена под новые вагонные сараи и подведенные к ним трамвайные пути, а в северной части располагались вновь возведенные здания Трансформаторной подстанции, Административного и жилого домов и гаражей, Новая строительная ситуация зафиксирована на чертеже к подсчету мостовых работ, произведенных подрядчиком М. Густавом.

В 1914-1916 гг., для завершения реорганизации Рождественского парка и перевода его на эксплуатацию электрических вагонов, подготавливается проект расширения оборудования Рождественской подстанции и составляется смета на ее усиление.

В дальнейшем на протяжении XX столетия серьезных изменений в сложившейся застройке Рождественского парка, переименованного в 1922 г. в Трамвайный парк № 4 им. В. С. Смирнова, не происходило. В послевоенный период территория парка была значительно расширена на восток до Новгородской ул. в связи прокладкой новых трамвайных путей.

После 1917 г. неоднократно производились ремонты Административного дома, перепланировки его внутренних помещений (разобрана на всем протяжении левая несущая стена восточной лестницы, показанная на историческом плане). Общее объемно-пространственное решение здания в советский период не претерпело изменений.

С середины 1970-х гг. здание бывшего Административного дома Рождественского трамвайного парка было переоборудовано для размещения медицинского учреждения (поликлиники). Во время капитального ремонта 1971 г. в цокольном этаже здания были заложены почти все оконные проемы, все междуэтажные перекрытия по металлическим балкам были заменены на железобетонные. Кровля утратила ограждение в виде балюстрады, вместо которого сооружено современное металлическое. На восточном и западном торцовых фасадах были пробиты новые оконные проемы.

Трансформаторная подстанция бывшего Рождественского парка, находящаяся в ведении Горэлектротранса, сохраняла историческую функцию на всем протяжении своего существования, в настоящее время в ней по-прежнему расположена контактно-кабельная сеть городского трамвая. Объемно-пространственное, планировочное решение и декоративное убранство фасадов здания также не претерпели значительных изменений. Капитальные ремонты в послевоенный период не проводились, о состоянии здания в 1980-е гг. можно судить по фотографии из ЦГАКФФД СПб.

В 2001 г. вся территория Трамвайного парка им. Смирнова с сооружениями была взята под охрану как выявленный объект культурного наследия (приказ Председателя КГИОП Н.И. Явейна № 15 от 20 ноября 2001 г.).

В 2003 г. году парк был официально закрыт, а в 2005 г. после демонтажа рельсов на Тульской и Новгородской улицах изолирован от общей сети. В 2006 г. на основании выводов историко-градостроительной экспертизы «Санкт-Петербург, Центральный район, квартал, ограниченный Дегтярным переулком, улицами Новгородской и Моисеенко» были сняты с охраны все постройки промышленного назначения комплекса. В 2008 г. на проданной в частную собственность территории бывшего парка была снесена вся внутриквартальная застройка.

В 2009 г. здания Административного дома и трансформаторной подстанции были включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (распоряжение КГИОП № 10-11 от 23 апреля 2009 г.).

Современное техническое состояние Административного дома неудовлетворительное, наружная отделка фасада сильно повреждена. Сохранились исторические деревянные оконные заполнения на лицевом фасаде, габариты и заполнение центрального дверного проема утрачены. Однако в целом первоначальное архитектурно-художественное решение здания сохранилось до наших дней без значительных искажений.

Здание трансформаторной подстанции также находится в неудовлетворительном техническом состоянии, на фасадах наблюдаются многочисленные утраты декора и отделки.

Услуги и работы, которые

мы выполняли по этому объекту

Давайте начнём наше сотрудничество прямо сейчас

Позвоните — и мы ответим на все Ваши вопросы!
+7 (812) 454-01-69
+7 (812) 454-01-70(звонок бесплатный)

Хочу, чтобы мне ответили на вопрос или перезвонили
Нажимая кнопку «Отправить», даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с №152-ФЗ, на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением.