ГК «Строй-Эксперт»
Экспертное решение Строительных вопросов
+7 (812) 454-01-69 +7 (812) 575-51-26
+7 (812) 454-01-70 +7 (812) 575-51-27

Здание гимназии им. Наследника цесаревича Алексея Николаевича


Адрес объекта: г. Санкт-Петербург, Торговый пер. 2а

Историческая справка

Объект культурного наследия регионального значения «Здание гимназии им. Наследника цесаревича Алексея Николаевича» входит в застройку квартала, ограниченного пл. Ломоносова и Торговым пер. с востока, Апраксиным пер. — с юга, Садовой ул. — с запада, ул. Ломоносова — с севера. Здание расположено по красной линии Торгового пер. и композиционно завершает панораму пл. Ломоносова, отделяя ее от комплекса сооружений Апраксина двора.

Исторически данная территория относилась к 3-й Адмиралтейской части (2-й квартал) . Ее освоение началось в первые десятилетия XVIII в., когда земли на правом берегу Безымянного Ерика (современная р. Фонтанка) размежевали под загородные владения ближайших сподвижников Петра I. Одно из них (между современными Садовой ул., ул. Ломоносова, Фонтанкой и Чернышевым проездом) принадлежало графу П. Г. Чернышеву, в честь которого впоследствии и назвали проложенную вдоль северной границы усадьбы улицу, построенный в конце XVIII в. мост через р. Фонтанку и площадь перед ним .

Первоначально все строения на участке Чернышева располагались на берегу реки, за ними находились обширный сад и огород. В середине XVIII в. усадьбу приобрел купец И. М. Щукин: «для личного жилья» и «торговых нужд» . При нем велись активные строительные работы, сосредоточенные в западной части бывшей усадьбы, в результате которых к концу XVIII в. здесь сложился один из крупнейших городских рынков — «Щукин двор». Деревянный дом со службами на берегу Фонтанки был разобран, и вплоть до конца 1820-х гг. данная территория оставалась пустопорожней.

В конце XVIII в., когда границы Санкт-Петербург значительно расширились, а Фонтанка из городской окраины превратилась в важную транспортную магистраль, начались работы по ее благоустройству. Возводятся гранитные набережные, в 1785-1788 гг. сооружается каменный мост напротив Чернышева пер. (современная ул. Ломоносова). В 1830-1835 гг. под руководством К. Росси создается предмостная площадь и прокладываются две новые диагональные улицы, одна из которых ведет к Александринскому театру (Театральная ул., современное название — ул. Зодчего Росси), а другая — к Апраксину двору (Торговый пер.) . Образующие лицевой фронт застройки здания: центральное полуциркульное в плане (пл. Ломоносова, д. 2), трапециевидное на углу Фонтанки (наб. р. Фонтанки, д. 57) и корпуса по Театральной ул., — выдержаны в едином стиле и формируют целостный архитектурный ансамбль. В середине XIX в. пл. Чернышева стала административно-общественным центром города, где находились: Министерство внутренних дел (наб. р. Фонтанки, д. 57), Министерство народного просвещения (пл. Ломоносова, д. 2), Департамент уделов (здания по нечетной стороне ул. Зодчего Росси) и Дирекция Императорских театров (здания по четной стороне ул. Зодчего Росси). Пожар 1862 г. практически полностью разрушил торговые и складские помещения на территории Щукина двора, заново отстроенные в 1862-1868 гг. В ходе реконструкции рынка вдоль границы с участком Министерства народного просвещения возвели новый каменный корпус (ул. Ломоносова, д. 3).

Сложившаяся к 1870 г. планировочная структура рассматриваемого района сохранялась без существенных изменений вплоть до 1913 г., когда на пустующем участке по Торговому пер., за Министерством народного просвещения было решено построить новое здание гимназии им. наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича.

Шестая Петербургская мужская гимназия с филологическим уклоном была основана 20 января 1862 г. и открыта 17 апреля того же года, в день рождение Александра II. В ее распоряжение вместе со всем имуществом передали дом, ранее занимаемый министром народного просвещения (ул. Зодчего Росси, д. 5) . В 1912 г. гимназии было присвоено наименование «наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича».

Количество учеников гимназии быстро увеличивалось. Первоначально она была рассчитана на 250 приходящих воспитанников, уже к 1887 г. их число достигло 580. Дом на Театральной ул., где кроме гимназии располагались: энтомологическое общество, Императорское Русское географическое общество и археографическая комиссия , в начале XX в. перестал удовлетворять нуждам учебного заведения. Крайне стесненная, гимназия не имела возможности оборудовать отдельные гимнастический и рекреационный залы, естественно-исторический и зубоврачебный кабинеты, библиотеку и столовую. В 1907 г. был поднят вопрос о ее переводе в новое здание на окраине города, за Александро-Невской лаврой, чему воспротивились родители учеников и попечитель Санкт-Петербургского учебного округа . Они обратились к министру с просьбой «об отведении гимназии всего помещения, занимаемого Императорским Русским Географическим обществом», которое в 1908 г. переехало в специально выстроенный для него дом в Демидовом пер. (пер. Гривцова, д. 10) . Ходатайство было удовлетворено, что, однако, не надолго улучшило ситуацию.

В 1913 г. было принято окончательное решение о возведении для гимназии отдельного здания на участке, принадлежавшем Министерству народного просвещения по Торговому пер. (Торговый пер., д. 2а). «Высочайше учрежденную комиссию по постройке здания гимназии Августейшего имени наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича» возглавлял Н. В. Вестман. Составление проекта поручили архитектору Департамента народного просвещения Александру Александровичу Бернардацци, уже имевшему опыт работы с учебными заведениями . 4 июля 1913 г. первый вариант планировки здания был представлен на рассмотрение Комиссии, которая выступила со следующими предложениями: «а) об устройстве гимнастического зала в верхнем этаже здания с перемещением некоторых классных комнат в первый этаж; б) о подготовке места для установки вращающейся астрономической башни; в) о подготовке места для установки двигателя электрического освещения; г) об устройстве отдельных помещений для класса пения, учительской, приемной и комнаты классных наставников» .

К осени того же года архитектор исправил проект и подал его на согласование в Техническое Отделение Городской управы, после чего началась подготовка к производству строительных работ .

25 июня 1914 г. состоялась торжественная церемония закладки фундамента, на которой присутствовал министр народного просвещения Л. А. Кассо . К зиме 1916 г. здание вчерне выстроили. В феврале 1916 г. А.А. Бернардации составил дополнительные сметы:

  1. на устройство выгребной ямы и ледника;
  2. на приведение в порядок двора;
  3. на обшивку стен коридоров деревом;
  4. на переделку крыши над физическим кабинетом с устройством четырех световых окон, перегородок, навесов и ограждений;
  5. на устройство мостовой и тумбы для поливки улиц.

Все вышеперечисленные работы, а также внутренняя отделка помещений, были окончены к ноябрю, и уже осенью 1916 г. гимназия начала занятия в новом здании.

Его планировочное решение обусловлено конфигурацией участка, предназначавшегося для строительства. Гимназия включает несколько взаимосвязанных корпусов, каждый из которых перекрыт самостоятельной кровлей: трапециевидного в плане, пятиэтажного корпуса по Торговому пер., П-образного, четырехэтажного на подвале вдоль Фруктовой линии Апраксина двора и дополнительного, встроенного между ними с запада прямоугольного, пятиэтажного объема шириной в одну ось. На свободной от застройки территории организовано два двора: парадный, выходящий на ул. Ломоносова, и замкнутый черный двор со стороны рынка. Для сообщения с ними по крайним осям фасада со стороны Торгового пер. устроено два сквозных проезда (северный — арочный, южный — прямоугольный).

Фундамент здания сложен из бетонных блоков. Капитальные стены кирпичные, снаружи оштукатурены и окрашены в два цвета. Цоколь облицован плитами полированного известняка. Поскольку гимназия находится в непосредственной близости от творения зодчего Росси, стилистическое решение фасадов выполнено в духе архитектуры неоклассицизма.

Северный корпус, примыкающий к Министерству народного просвещения, имеет с ним одинаковую высоту до венчающего карниза. В композиции его лицевого (восточного) фасада А.А. Бернардацци использовал приемы, характерные для соседнего здания. Два нижних этажа декорированы ленточными рустами с имитацией замковых камней над проемами и отделены профилированной тягой. Еще одна проходит под окнами пятого этажа. Верхнюю часть фасада членят плоские дорические пилястры большого ордера на высоту трех этажей. На них опирается антаблемент, состоящий из гладкого архитрава, фриза с триглифами и карниза с дентикулами. Венчает фасад ступенчатый аттик, закрывающий высокую двускатную кровлю гимназии. Крайняя южная ось по Торговому пер. выделена ризалитом. Его решение, включая расположение, габариты и оформление оконных проемов, полностью повторяет композицию боковых ризалитов Министерства народного просвещения, что в еще большой степени подчеркивает визуальную связь гимназии с ансамблем, созданным К. России в 30-е гг. XIX в.

Восточные фасады южного корпуса обращены к рынку и лишены декора. Переход между двумя частями здания оформлен скошенным углом, завершающимся трехчастным полуциркульным окном и треугольным фронтоном.

Со стороны главного двора архитектор объединил три разновеликих объема с помощью горизонтальных членений. Разделительные и венчающие карнизы всех корпусов расположены на одном уровне. Низ здания полностью обработан ленточными рустами с разделкой замковых камней над проемами. В центральной части северного флигеля, за исключением плоских пилястр в простенках окон пятого этажа, декоративные элементы отсутствуют. Боковой ризалит (по 1-й и 2-й оси западного фасада) имеет граненую форму и такое же наружное убранство, как и примыкающий под углом встроенный объем для лестницы, вместе с которым они образуют симметричную композицию.

Фасад южного корпуса решен более парадно. Среднюю часть фланкируют неглубокие выступы шириной в три оси. В простенках окон второго и третьего этажа находятся плоские дорические пилястры большого ордера, которые несут широкий фриз с триглифами и карниз большого выноса, декорированный дентикулами. Полуциркульные трехчастные окна четвертого этажа, в отличие от всех остальных проемов, имеют наличники. На ризалитах окна обрамляют глубокие ниши, которые по проекту должны были украшать два ряда кессонов , однако выполнен был только один. Помимо этого А. А. Бернардацци изменил в процессе строительства решение верха здания. Первоначально предполагалось увенчать ризалиты высокими аттиками, а по середине устроить ломанную кровлю с тремя щипцами над окнами . В результате щипцы возвели над боковыми выступами, а остальную часть завершили профилированным карнизом.

После Октябрьской революции гимназию реорганизовали в единую трудовую школу и передали в ведение Народного комиссариата просвещения на основании декрета СНК от 5 июня 1918 г. После Великой Отечественной войны ее переименовали в среднюю школу № 314, затем реформированную в спортивную школу Олимпийского резерва.

В 1993 г. в здании бывшей Шестой гимназии в рамках совместного проекта Комитета по образованию мэрии Санкт-Петербурга и Министерства образования Израиля было открыто государственное образовательное учреждение «Международная школа общего образования».

В 1999 г. по итогам аттестации школа получила статус специализированной и официальное название «Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 550 с углубленным изучением иностранных языков и информационных технологий Центрального района г. Санкт-Петербурга». Таким образом, на всем протяжении своего существования рассматриваемое здание сохраняло свою историческую функцию. Его объемно-пространственное, планировочное решение и декоративное убранство фасадов также не претерпели значительных изменений.

В 2011-2012 гг. здание было отреставрировано и в настоящее время (ноябрь 2012 г.) находится в удовлетворительном техническом состоянии. Бывшая Шестая Петербургская гимназия имеет богатую историю и связана с именами многих выдающихся людей: В. В. Гиппиуса (поэт, критик), С. М. Городецкого (поэт, прозаик, драматург, переводчик), А.М. Добролюбова (поэт), М. А. Долинова (настоящая фамилия — Котляр, поэт, журналист, артист, инженер), Л. Н. Бакста (художник) и др.

Услуги и работы, которые

мы выполняли по этому объекту

Давайте начнём наше сотрудничество прямо сейчас

Позвоните — и мы ответим на все Ваши вопросы!
+7 (812) 454-01-69
+7 (812) 454-01-70(звонок бесплатный)

Хочу, чтобы мне ответили на вопрос или перезвонили
Нажимая кнопку «Отправить», даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с №152-ФЗ, на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением.