ГК «Строй-Эксперт»
Экспертное решение Строительных вопросов
+7 (812) 454-01-69 +7 (812) 575-51-26
+7 (812) 454-01-70 +7 (812) 575-51-27

Фонарные столбы с решеткой


Адрес объекта: г. Санкт-Петербург, Набережные и мосты Кронверкского пролива

Историческая справка

Троицкая набережная, с находящейся на ней решёткой, фонарные столбы на Иоанновском мосту и съезде с Троицкого моста, а также решётка и один фонарный столб у юго-восточного угла Александровского парка входят в состав объекта культурного наследия федерального значения «Набережные и мосты Кронверкского пролива».

С начала XVIII века правый берег р. Большой Невы был центральной частью города, а Троицкая площадь, названная так по построенной в 1711 году деревянной церкви, являлась его сердцем. В то время застройка острова была неплотной и преимущественно деревянной. В 30-е годы XVIII века Городской остров получил новое название: Петербургский. Во второй половине XVIII века центром города становится Адмиралтейский остров. Вследствие этого, а также из-за отсутствия налаженного сообщения с левым берегом, Петербургская сторона до второй половины ХIХ века являлась малоосвоенным районом города.

В 1803 году плашкоутный Воскресенский мост был перенесён со своего изначального местоположения. Он впервые соединил левый берег р. Невы, в районе Летнего сада, с Петербургским островом. Для того чтобы сократить длину моста, названного Петербургским, на правом берегу была построена земляная дамба. Кроме того, благодаря её сооружению была выровнена береговая линия в месте впадения Кронверкского пролива в Неву. Петербургский мост просуществовал около 20-ти лет, после чего в 1824 году началась его перестройка. Вновь сооруженный мост, называвшийся Суворовским, соединял Петербургскую сторону с левым берегом со стороны Марсова поля, то есть находился на месте ныне существующего Троицкого моста. Протяжённость его была более 500 м, таким образом, он являлся самым длинным плашкоутным мостом в Петербурге.

На правом берегу к востоку от Иоанновского моста была построена новая узкая и довольно длинная дамба, которая на этот раз значительно выступала в Большую Неву. Береговые устои моста возводились по проекту инженер-майора В. П. Лебедева. С. Суханов руководил работами по облицовке каменных устоев гранитом. Плашкоутный Суворовский мост отличался от других своим высоко-художественным металлическим декором. Решётки и фонарные столбы были изготовлены в соответствии с проектом Лебедева на чугунолитейном заводе Берда. Декоративные металлические элементы были покрашены чёрным лаком, а литые чугунные детали покрыты сусальным золотом под руководством мастеров Вольфа и Яна. На литографии Мертенса 1820-х годов, изображающей наплавной мост с левого берега, зафиксированы фонарные столбы и решётки, секции который были разделены довольно массивными гранитными парапетами. Просуществовал мост около 70 лет, до того как решено было построить в этом месте постоянный, который бы мог обеспечить сообщение с противоположным берегом не только в летнее время, но и круглый год.

Изначально мост решено было возвести в честь 25-ой годовщины брачного союза Александра III и Марии Фёдоровны. 9 октября 1891 года Санкт-Петербургская Городская Дума постановила:

«построить через р. Большую Неву, на месте нынешнего плавучего деревянного моста постоянный из камня и железа мост с наименованием его „Александро-Мариинским“» .

Однако Император повелел, чтобы мост сохранил историческое наименование — Троицкий. Вслед за сооружением постоянного моста, который являлся третьим каменным в Санкт-Петербурге, последовало повышение стоимости недвижимости на Петроградской стороне. Кроме того, началась застройка ранее не освоенных районов, которые благодаря налаженному сообщению между берегами стали доступны. В ходе позголтовительных работ, при строительстве новой дамбы было выполнено дальнейшее выравнивание и расширение правого берега. На время возведения постоянного моста, для того чтобы не прекращать сообщение между двумя берегами, наплавной мост был перемещён ниже по течению (работы проводились по проекту инженера В. М. Мазурова ).

Проект Троицкого моста, отличающийся от других использованием консольно-арочной и консольно-балочной системой пролётов, принадлежал французскому строительному обществу «Батиньоль». Параллельно с постройкой моста и перестройкой дамбы в 1901 — 1907 гг. проводилось и строительство набережной, проходившей вдоль Кронверкского пролива. Проект набережных был составлен инженерами путей сообщения В. А. Берсом и А. П. Пшеницким. Ответственным за проведение работ был назначен А. А. Симонов. Подпорные стенки набережных, сложенные из бутовой плиты на цементном растворе и облицованные гранитом, возведены на бетонном фундаменте, лежащем на коренных сваях. Парапеты и тротуары набережных были выполнены из гранита, а мостовую на дамбе, съезде с неё и на набережной вымостили булыжником. В результате проведённых работ окончательно оформилась береговая линия, которая оказалась вынесенной вперёд на расстояние более 30 м. Протяжённость же Троицкой набережной составила 268м.

Так как чугунные ограждения и фонарные столбы, украшавшие наплавной Троицкий мост, были выполнены мастерски и имели большой успех в петербургском обществе, их решили установить на вновь сооружённой набережной без изменений. Однако к торжественному открытию Троицкого моста в мае 1903 года запланированные работы по постановке фонарей, решётки и разбивки сквера не были окончены. Несколько лет чугунные элементы, декорировавшие некогда наплавной мост, а именно более 200 м решётки, 4 обелиска и 8 фонарных столбов лежали на Гагаринском буяне. Из-за отсутствия должных условий их хранения потребовалась реставрация, которая была проведена по предложению инженера В. А. Берса на заводе Сан-Галли, где также выполнили, по образцу первоначальных, около десяти новых фонарных столбов. Затем по проекту Берса и А. А. Долинского их установили у Кронверкского пролива и на Иоанновском мосту, на съезде с Троицкого моста и в юго-восточной части Александровского парка. В советское время по Каменноостровскому и Кронверкскому проспектам были установлены типовые фонарные столбы. Уже после 1970-х годов в ходе ремонтных работ на Иоанновском мосту исторические фонарные столбы были демонтированы, после чего они были возвращены на место и установлены в том порядке, в котором и сохранились до сегодняшнего дня.

В настоящее время исторические фонарные столбы, представлены двумя типами. Первый: стоящий на постаменте пучок копий, декорированный двумя щитами с перекрещивающимися мечами и увенчанный сидящим на венке двуглавым орлом. Второй: стоящий на постаменте пирамидальный обелиск, также декорированный двумя щитами с перекрещивающимися мечами и увенчанный каской. Фонарные столбы окрашены, а отдельные элементы, такие как наконечники стрел, держащих сам фонарный плафон, позолочены. На Иоанновском мосту находятся 10 фонарных столбов первого типа (по 5 на каждой стороне) и 6 столбов второго типа (соответственно по 3 на каждой стороне). На съезде с Троицкого моста установлены 3 столба первого типа и 2 второго (3 с западной стороны и 2 с восточной), и один фонарный столб второго типа на углу Александровского парка. Историческая металлическая решётка Троицкой набережной представляет собой секции, сплетённые из пересекающихся овалов, которые сверху и снизу обрамляет пояс меандра. В центре каждой второй секции в лавровом венке помещён двуглавый орёл, увенчанный короной, на груди которого — щит с изображением Георгия Победоносца. Секции решётки соединены между собой металлическими столбиками в форме ликторских связок. Часть исторической решётки, кроме Троицкой набережной, установлена и в юго-восточном углу Александровского парка.

Услуги и работы, которые

мы выполняли по этому объекту

Давайте начнём наше сотрудничество прямо сейчас

Позвоните — и мы ответим на все Ваши вопросы!
+7 (812) 454-01-69
+7 (812) 454-01-70(звонок бесплатный)

Хочу, чтобы мне ответили на вопрос или перезвонили
Нажимая кнопку «Отправить», даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с №152-ФЗ, на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением.