ГК «Строй-Эксперт»
Экспертное решение Строительных вопросов
+7 (812) 454-01-69 +7 (812) 575-51-26
+7 (812) 454-01-70 +7 (812) 575-51-27

Дом В.А. Вонлярлярского


Адрес объекта: г. Санкт-Петербург, пл. Труда, д. 2

Историческая справка

Дом В.А. Вонлярлярского располагается в Адмиралтейской части города и тремя своими фасадами выходит на Английскую набережную (д. 36), пл. Труда (д.2) и Галерную улицу (д.37). Участок имеет треугольную форму, и проходит точно по границе фундамента здания. История формирования и застройки участка начинается в первой трети XVIII-го века. Английская набережная возникла в начале XVIII века в нижнем течении Большой Невы. Отсюда произошло её первое название — Береговая Нижняя набережная улица. От Исаакиевской церкви, стоявшей на месте Медного всадника, произошло её название — Исакиевская набережная. Другое ее название — Галерная набережная, появилось вместе со строительством Галерной верфи за Ново-Адмиралтейским каналом. В XVIII веке здесь начали селиться английские купцы, и была открыта Англиканская церковь Иисуса Христа (дом № 56) — отсюда пошло её современное название .

Изначально эта часть города планировалась как промышленная, и единственным домом, находившимся на этой территории, был дом А.Д. Меньшикова, которому было поручено руководство строительной верфи. В 1714 году Петр I издает указ о застройке Нижней набережной. Участки здесь царь выделял богатым людям, имевшим уже дома на Городовом острове. Внешний вид домов определялся законодательно. Со стороны Невы они не имели въездных арок, были оснащены высоким крыльцом. Владельцам участков было поручено заниматься «не только строительством дома, но и укреплением берега Невы, который находился в пределах участка. Каждый такой хозяин обязывался вбивать сваи, класть к ним фашины и „крепко“ засыпать землею. Затем берег обшивался досками и окрашивался белыми и черными полосами» .

Нижняя набережная была полностью застроена к 1737-1738 годам, это были каменные дома сплошным фасадом по красной линии. Основная часть зданий имела дворовые корпуса, ограничивающие участок по сторонам. Дворовые постройки доходили вплоть до Старо-Исаакиевской (позже Галерной) улицы. С этой стороны участки огораживались забором и воротами .

К этому же времени относится и первое построенное здание на участке по Английской набережной, д. 36. Его владельцем был граф, генерал-губернатор Москвы Семён Андреевич Салтыков. Дом был скромный и небольшой, всего на 15 покоев. Позже владельцем стал его сын Пётр Семёнович. При Екатерине II Пётр Семёнович также был отправлен генерал-губернатором в Москву, а домом стал владеть его сын Иван Петрович Салтыков. Он являлся генерал-аншефом при Екатерине II и фельдмаршалом при Павле I. Позже также как и его отец, и дед был назначен московским генерал-губернатором.

В 1805 году домом владел Петр Иванович Салтыков (сын Ивана Петровича Салтыкова) .

Изначально весь участок был несколько шире, чем сейчас и с одной стороны выходил на набережную Невы, а с другой на набережную Крюкова канала, который в то время еще не был засыпан. На плане атласа Столичного города Санкт-Петербурга, 1798 г. можно видеть, как располагались на участке построенные здесь два каменных дома. Один, прямоугольный, выходил своим лицевым фасадом на Английскую набережную, второй имел П-образную форму и состоял из двух корпусов. Он находился в нижней части участка по Галерной улице и был построен по его периметру. Вход осуществлялся с набережной Крюкова канала. В то время участок числился под номером 252, и находился в 4-ом квартале Адмиралтейской части.

После смерти единственного сына И. П. Салтыкова дом перешёл в казну. В 1809 году его выкупает Августина Васильевна Алексеева, жена сенатора из обрусевших немцев . Умирая, овдовевшая владелица в 1826 году завещала весь дом барону Альфреду Шабо «в знак истинной ее к Шабо дружбе и почитанию».

Находящийся тогда дом на набережной можно видеть на сохранившихся изображениях 1820-х годов и на Подробном Плане Столичного города Санкт-Петербурга, Майора Шуберта. 1828. Застройка участка к этому времени не претерпевает существенных изменений. Единственным отличием стало то, что дом по Английской набережной и дом в нижней части участка объединяются одноэтажными службами (вдоль дома по адресу Английская наб., 34) и создают общую периметральную застройку участка .

В следующем году барон делит участок на два, сохранив за собой корпус по Галерной и приспособив его под гостиницу, а дом на Английской набережной в 1830 году продает обер-камергеру графу Юлию Помпеевичу Литте, мальтийскому командору .

К тому времени дом по Английской набережной представлял собой 2-х этажный каменный особняк с мезонином и портиком Здание в нижней части участка представлял собой каменный 3-х этажный дом с одноэтажным флигелем, который было разрешено надстроить на два этажа, а также на участке сохранились одноэтажные службы .

В 1833 году граф Литте решает переделать дом «соответствующе своему роскошному званию и богатому состоянию» . Проект дома с изменением внешнего и внутреннего вида, а также расширение флигеля на канале поручают архитектору О. Монферрану. За три года проект был реализован. Фасад на Английской набережной зодчий оформил шестиколонным ионическим портиком на ризалите и увенчанным треугольным фронтоном. Гранитные ступени вели в вестибюль, который был оформлен тосканскими колоннами, а парадная лестница — в бельэтаж, где все двадцать залов и комнат блистали необычайно богатой отделкой с применением дорогого мрамора и дерева, штофа, позолоты, лепки и живописи .

«Вот как выглядел один из залов, в который вели четыре двери „из белой американской березы и бронзовыми деталями“: „На стенах изображены 9 муз и Аполлон, написанные (художником А. Виги. — В. А.) масляными красками, а стены между 12 пилястрами коринфского ордера подведены под мрамор. Потолок со сводом расписан, карнизы — лепные, золоченые“. Большая столовая была декорирована колоннами, коринфскими пилястрами и зеркалами. Купольный потолок в ней украшали фигурные и орнаментальные росписи. Узорчатый паркет набран из разноцветных пород дерева» .

В 1839 году граф Лита умирает, а в 1840-м году купцы П. П. Лихачев и Ф. В. Чернягин купили дворец, для того чтобы через два месяца с выгодой перепродать его Марии Романовне Фурман, дочери тайного советника. Вскоре Фурман вышла замуж и сменила фамилию на Холодовскую.

В начале 40-х годов XIX века оба участка были выкуплены в казну, с целью преобразования данной части города под новую Благовещенскую площадь. В 1843-1850-х рядом с домом М.Р. Холодовской возводится новый Благовещенский мост (проектное название — Невский), названый так в честь Благовещенской церкви, построенной Константином Тоном 1844 — 1849 годах. Ради этого была засыпана часть Крюкова канала, а рассматриваемый участок сократили практически наполовину. Дом, в связи с этим, необходимо было частично снести . 18 марта 1842 года был подписан указ: «для образования площади у съезда с моста на левом берегу Невы сломать дома со стороны Английской набережной чиновника Холодовского и со стороны Галерной улицы — барона Шабо» . К осени 1844 года указ был выполнен. Дом по Галерной улице был снесен полностью, дом графа Литты разрушили частично. Его левую часть шириной 10,5 метра, примыкавшую к соседнему дому, не тронули. Проектирование новых зданий было поручено крупному архитектору того времени Н. Е. Ефимову. Проект Ефимова, разработанный в начале 1843 г., предусматривал постройку трехэтажного здания с фасадом в стиле ренессанса и с «магазейнами для красных товаров» в первом этаже .

В 1844 году участок приобрели братья Александр и Василий Вонлярлярские, сыновья богатого смоленского помещика, предки которого были выходцами из Германии. Оба закончили военные училища. Проект постройки нового дома был поручен архитектору М. Д. Быковскому, который практически полностью повторил замысел Ефимова, возведя трёхэтажный дом с использованием мотивов ренессанса и позднего классицизма с магазинами в первом этаже . Первый этаж, где располагались парадные помещения, выделялся высокими «брамантовыми окнами» и был оформлен рустованными лопатками. В уровне 2-го этажа вдоль Благовещенской площади здание было оформлено портиком с четырьмя кариатидами, в уровне 2-го и 3-го этажа — пилястрами, окна — наличниками и сандриками. В завершении находилось аттиковое ограждение с балюстрадой и гербом.

В 50-е годы художником И. Шарлеманем была создана серия картин, по которым сейчас можно судить о богатом внутреннем убранстве дома. На картинах изображены парадная лестница, зимний сад, гостиные.

В начале 1852 года во втором этаже здания открылся ресторан Бореля «Канкальский утёс». Все его помещения также были дорого отделаны — стены под мрамор, мозаичные полы, бронзовые люстры, позолота на карнизах, резная дубовая мебель. Первый этаж был занят магазинами, где продавали колониальные товары (чай, кофе, сахар). Дом Вонлярлярских стал единственным местом торговли на аристократической Английской набережной .

В 1860 году хозяином дома стал статский советник Н. П. Шитов. В 1877 году здание купил генерал-майор в отставке А. Д. Фалькенгаген.

В конце XIX-го начале XX-го века здесь разместилось «Санкт-Петербургское коммерческое общество», а также контора Русско-богемских керамических заводов.

В 1898 году этот дом, равно как и соседний дом № 34, принадлежал барону С. П. фон Дервизу. Архитектор В.П. Цейдлер разрабатывает проект устройства эркера на углу набережной, проект в том же году был реализован .

В 1905 году был реализован проект устройства лестницы с набережной.

В 1910 году был оформлен портиком парадный вход со стороны площади, между пилястрами третьего этажа появилась облицовка из «рваного» камня, на углу Галерной ул. был установлен эркер (в настоящее время не существует) .

В этом же году в здание (с наб. Мойки, 24) переехал дорогой и престижный ресторан «Донон». В оформлении помещений принимал участие архитектор Роберт Андреевич Гедике. Особо отмечались Золотой, Колонный зал, зал в стиле Людовика XVI. В этом ресторане проводили деловые встречи и личные свидания люди из высшего общества, в том числе великие князья. Особенно часто его посещал великий князь Алексей Александрович. В 1911 году заведение было переименовано в «Старый Донон». В 1914 году ресторан закрылся .

Кроме ресторана «Донон» здесь находилась аптека и магазин готового платья. Последним единоличным владельцем рассматриваемого дома был шталмейстер высочайшего двора, тайный советник В.Н. Охотников. После 1917 года особняк был национализирован.

В 1930 году по проекту А. П. Вайтенса его настроили четвёртым этажом и приспособили под общежитие.

Во время Великой Отечественной войны дом Вонлярлярских был сильно повреждён, в районе площади был создан узел противодесантной обороны, район подвергался ожесточённым артиллерийским обстрелам. После реставрации его фасады были приведены к виду, наиболее близкому проекту М.Д. Быковского.

В 1970-х года в результате капитального ремонта была полностью утрачена отделка помещений, все парадные интерьеры были уничтожены.

В настоящее время дом Вонлярлярских представляет собой треугольное в плане, четырехэтажное здание (четвертый этаж аттиковый) с внутренним двором. Дом оформлен кирпичным рустом в уровне 2-3-го этажей, раскрепован в центральной и угловых частях фасадов. В центре фасада по пл. Труда располагается портик главного входа с крестовыми сводами, завершенный балконом с балюстрадным ограждением, над ним четыре кариатиды поддерживающие балкон с металлическим ограждением. В уровне второго этажа на углу Английской наб. — прямоугольный в плане эркер. Окна 1-го этажа — витринные, полуциркульного завершения, окна 2-го этажа прямоугольные и полуциркульного завершения в прямоугольном обрамлении. Окна оформлены треугольными и прямыми сандриками, прямоугольными филенками и ложной балюстрадой в подоконном пространстве. Окна 3-го этажа в профилированных наличниках. Боковые части здания оформлены пилястрами в уровне 2-го и 3-го этажей. В завершении 3-го этажа — профилированный карниз с гладким фризом.

На дату составления паспорта первый этаж дома Вонлярлярских занят магазинами. Остальные помещения занимает Главное управление торговлей Санкт-Петербурга.

Здание является единственной в Петербурге постройкой московского архитектора М.Д. Быковского и первым примером здания в приемах неоренессанса в застройке Петербурга. Оно оформляет восточную сторону пл. Труда, находится в композиционной и визуальной связи с Дворцом труда и Благовещенским мостом.

Услуги и работы, которые

мы выполняли по этому объекту

Давайте начнём наше сотрудничество прямо сейчас

Позвоните — и мы ответим на все Ваши вопросы!
+7 (812) 454-01-69
+7 (812) 454-01-70(звонок бесплатный)

Хочу, чтобы мне ответили на вопрос или перезвонили
Нажимая кнопку «Отправить», даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с №152-ФЗ, на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением.